Последний день осени

Кофе. Постель.

Обнаружив крылья, лети поскорей на юг,
не рассчитывай выжить ангелом в этих краях,
где безголосые птицы еще поют,
но среди крыс уже говорить про яд

не принято. Чем ты завтракаешь, пока
я зарифмую то, что всегда в уме,
и твой взгляд, а не мой, по поверхности потолка
растекается, как по древу. Надо уметь

протекать в замочную скважину и под дверь
мыслью, как бы она ни была слаба.
Я не прошу довериться, но доверь
свои мечты хотя бы своим словам.

Демаркационная линия

В ноябре заканчивается одна
жизнь, но новая не спешит
начинаться. Достигнув дна,
тело хочет не просто жить,

а освоиться в той среде,
стать одним из, своим среди
созданных из воды, в воде
ставших вроде осколков льдин,

так, чтоб больше не пробирал
до костей мороз. У ворот
в новую жизнь поставлен баран,
и чаевых у вас не берет.

Другая жизнь

Мы все, чего недостаточно, измеряем, -
наверно, в тщетной попытке извлечь чего-то
из ничего. В присыпанной фонарями
темноте не хватает только точки отсчета.
Но можно плясать от печки, и накануне
зимы - это здравая мысль. Из желтых
квадратов окон падает никому не
нужный свет, и, куда бы ни шел ты, -
улицы не кончаются, водят кругами,
до состояния наизусть вбивают
свои названия. Это и есть другая
жизнь, просто по-другому и не бывает.

Ночь поминовения

Ты уйдешь никуда. В иной
мир. Там пусто. Но здесь еще
более пусто. Тому виной
не одиночество, но подсчет

того, что останется на руках
после того, как умоешь их.
На одиночество обрекать
можно только сразу двоих.

Сколько жидкости утекло,
а предание все свежо.
Этой ночью, когда тепло
необходимо, пошел снежок.

Свет мой...

Она превратилась в такую, как все,
но мы об этом не говорим.
Часы, от бессонницы окосев,
своим тиктаком сбивают ритм

сердечной деятельности. С утра
зеркало, цинизмом кичась,
покажет ей, как она стара,
и что "когда-то" стало "сейчас",

и что в зрачках темнота еще
бездонней... Зеркало "всех милей"
не говорит, выставляя счет,
в котором не сосчитать нулей...

Параллельно

Ощущенье того, что игра затянулась,
отпускает, когда, угадав направленье,
взгляд, пытаясь измерить длину этих улиц
в перспективе, поймет, что тебе параллельно,

что в конце их длины ожидает. Так просто
пропустить в беспросветном молочном тумане
знак "проезд запрещен", светофор, перекресток,
нужный дом перепутать с другими домами:

их различие видно лишь тем, кто живет в них,
входит, код набирая не глядя, считает
их своими, заводит домашних животных,
достигая с годами пределов мечтаний...

Прошло восемь лет

Кажется, это всего лишь сон,
только не твой: человек лежит,
будто придавленный колесом
или диагнозом "будет жить".

Разбуди его, прошептав
теплым выдохом, что ты здесь,
капни лаской из решета,
если в нем еще что-то есть,

если удалось пронести
или выжать из всех желез
что-то большее, чем "прости,
так уж мне без тебя жилось..."

Остановка

Река остановится: на ее светофоре -
белый: переходи, оставляя на ткани
строчку следов. Или можно спокойно море
пить до апреля маленькими глотками.

Ветер режется. Или вдруг, затаившись
за углом - набрасывается и валит.
Надо двигаться. На "почему стоишь ты?"
что сказать? - "не поверишь, я жду трамвая".

Полный холодного света, на повороте
он заскрипит, пытаясь остановиться
и подобрать тебя, а ты, как невротик,
сжимаешь и разжимаешь кулаки в рукавицах...

Слепок

Снег еще долго хранит следы:
так, что не надо ищеек и гончих.
Жизнь остановится, если ты
начал считать, что расчет окончен.

Ты зависишь, как наркоман,
от удачи, но то, что взято
даром - оседает в карман
сдачей с коллекции нумизмата.

Все казалось: не хватит слюны
расплеваться, ну а на деле -
снег не долго хранит следы:
до оттепели - или метели.

Креативный подход к жизни

Покинь этот город. Сядь на поезд
и, разгоняясь, минуя трущобы,
начни с новой строчки новую повесть
с хорошим началом, сюжетом, и чтобы

в конце не все было беспросветно,
а лучше - подвесить последнюю фразу
на "продолжение следует": с этого
места легко, гармонично и сразу

можно выдумывать, что будет дальше,
вписывать и опять перечеркивать
имена; а пальцы, когда ты дашь им
волю, - рисуют веселых чертиков...

Между строк

Между строк накапаливается смысл -
как песок между досок пола, и веник
тут бессилен. На окрик "остановись!"
останавливается не то мгновенье.

Все течет, как сказала болоту река.
То, чего не хватает - это такая
мелочь, что не подержишь в руках,
потому что все оно утекает

сквозь пальцы. Вечер заходит в дом,
зажигает свет и садится в кресло.
Он бы много мог рассказать о том,
что со мной, но это не интересно.

Вещи в помещении

Стена не спасет от того, что вне.
Оно проникает в любую щель.
Оно становится наравне
с любой из твоих вещей.

Вещь - это то, с чем не надо, входя,
здороваться. Можно не замечать,
когда она не нужна. Хотя,
вещи порой кричат,

но крик их словно почерпнут из книг,
ты можешь взять и в любой момент
перелистнуть страницу, на миг
забыв, что тебя там нет.

К Богу

Подели людей на "я" и "они".
Их любить не надо - только согрей,
зажигая один за другим огни
то ли звезд, то ли уличных фонарей.

Дай им право портить себе самим
и себе подобным твои дары:
жизнь и прочие: мы, как и ты, стоим
на одной доске для одной игры.

Конь не съест, но пешке не стать ферзем.
Не кругла - квадратна твоя земля.
Всякий, легший в клетчатый чернозем,
так и ждет, когда ты опустишь взгляд.

Северная Венеция в конце ноября

Ты помнишь, что там, за облаками?
Такое нежное, голубое?..
Зимой этот город живет в блокаде,
стоит, окруженный самим собою.
Ты входишь в дом и кладешь ключи на
подзеркальник. Наколдовала
тьма: совершенно неотличима
ночная улица от канала.
Плывет, ощупывая лучами
фар, нечто темное, как галера,
и светофор на углу скучает
унылым призраком гондольера...

Предпоследний день осени

Зима наступает: до часа Ч
можно минусовать минуты.
Когда ты спрашиваешь "зачем",
подумай прежде всего, кому ты

адресуешь вопрос. В ответ
услышишь лишь атмосферный шорох.
Побудь амебой, делясь на две,
четыре, восемь частей. На шторах

идет немое кино - на ветрах
фонарь болтается в ожидании
висельника, и часы до утра -
твоя проверка на выживание...

Энтропийное

Возьму за правило: верить в приметы,
однажды сбывшиеся - ну или
так показалось. Знание на предметы,
которые в школе мы проходили,

не делится без остатка. То, что
вышло, да так и осталось за скобками,
едва ли послужит надежной точкой
опоры в этом пространстве, скомканном

в поверхность даже не знаю какого
порядка: нет его. Этот личный
хаос выглядит так знакомо,
что не найти десяти отличий.

Сопротивление материи

Линия жизни, если не на ладони,
выглядит как пунктирная: вероятно,
потому что с изнанки. Сколько ни жги огонь и
ни вчитывайся - вряд ли будет приятно

узнавать о себе из собственных текстов
то, в чем не хотелось давать отчета.
Эта среда - даже не жидкость, а тесто,
и никуда не уйти от точки отсчета.

И сдерживая движения, как плотина,
пытаясь не совершить, а перебороть их,
на всех счетах, по которым не заплатила,
пишу, что думаю. В рифму, на обороте.

Фантазия

Сколько фантазий, и все не стоят минут,
затраченных на выдумывание. Стократ
интересней реальность, которая обмануть
не пытается, разве только украсть.

Данное даром не ценится, да и вообще
ценность - сумма труда и сырья, а все ж
то, что придумано, тем дороже вещей,
что последних много не унесешь.

Это долг, которого не вернуть.
Белый свет будет всегда не мил.
С точкой опоры можно перевернуть
только себя или свой взгляд на мир.

Все готово

Щелк - и слабо забрезжили
гирлянды. Двенадцатый месяц -
скорее субстанция, нежели
время года. На месте,

бывшем пустым (не от святости),
выросли площадные
елки. Желание спрятаться
от себя, от тщеты и

суеты - растворяется
в слякоти, и все те же
мысли: какая разница,
что на плаву удержит...

В итоге

Смешиваясь с дождем, настроение
выпадает в осадок хлопьями
снега. Вместе с домами, деревьями
и предновогодними хлопотами -

все это образует ауру
оазиса: звездное небо, кисленький
привкус, превращение в новое старого
не количественно, а численно;

и отбросив все, что последует
за запятой, то есть округляя,
чувствуешь, что расстаешься с последними
друзьями, желаниями, рублями...



... Я змея, ледяная на ощуп ... 
... Незабудки, стихи мои ... 
... Проза не даст соврать ... 
... Я смеюсь - но так безрадостно ... 
... что осталось теперь от моих гостей? ... 
... мой дом такой же карточный - такой же ... 
... Сменю прическу - и начну с начала ... 
... Говорить о погоде ... 
... Слушать - вполголоса подпевать ... 

© Лена Шмарцева aka LenaS